Прес-центр

Почему за рекламу на пиратских сайтах можно попасть в тюрьму

Какие изменения произошли в украинском законодательстве касательно интернет-пиратства и какое это имеет влияние на рекламодателей и агентства. 

15 июня состоялась конференция на тему «Что должны знать компании-рекламодатели в связи с изменениями законодательства о пиратстве: незнание не освобождает от ответственности». Во время мероприятия адвокат, эксперт Института массовой информации Андрей Осипов рассказал о деталях нового законодательства и том, как будет развиваться финансирование пиратства в виде нового преступления. «Телекритика» записала самые интересные моменты его выступления.

 

Цель любого пирата – деньги.  Ключевым понятием в целях пирата является создание аудитории. Откуда она берется? Благодаря распространению популярного контента – кассовый фильм, сериал, новый альбом популярного исполнителя. Аудитория принадлежит правообладателю. Пират, который не вкладывал в это денег, не работал и не думал о продукте, украл себе эту аудиторию. 

У нас уже есть в законодательстве определение интернет-пиратства и целый большой закон по блокировке контента. Сейчас у нас будет и новое преступление, предусмотренное статьей 176 Уголовного кодекса, которая называется «Финансирование пиратства». 

 

 

 

Фото: Ната Боровик

О чем в нем говорится?  Финансирование незаконного воспроизведения произведений культуры, науки, искусства, компьютерных программ, баз данных и т. д. Если это нанесло значительный материальный ущерб, то может наказываться лишением свободы сроком до двух лет. Если эти действия были совершены повторно или материальный вред был нанесен в большом размере, то наказание – лишение свободы от двух до пяти лет. Часть третья этой статьи говорит, что все то же, совершенное должностным лицом с использованием служебного положения, совершенное группой лиц или если вред нанесен в особо крупных размерах, карается сроком от трех до шести лет. 

Что такое финансирование интернет-пиратства? Условно говоря, когда какой-то мужчина решил стать пиратом, нанял себе команду хакеров, купил им компьютеры, это значит, что он их профинансировал. Нужно понимать, что в случае интернет-пиратства – это еще не бизнес, а только подготовка. Бизнес – это когда они начинают зарабатывать. 

У нас уже есть похожая норма – ответственность за финансирование терроризма. В Украине уже привлекают к ответственности за непрямые сделки.  

 

 

 

Как будет развиваться финансирование пиратства как новый вид преступления?  Будут определены принципы – непрямое финансирование и приобретение краденого. Следователи будут действовать по принципу, кому это выгодно, и не всегда будут искать интернет-пиратов. Скорее всего, это преступление будет в форме вины с прямым или непрямым умыслом. Надеюсь, что в украинской практике укоренится исключительно прямой умысел. Иначе в случае непрямого умысла следователи будут иметь более широкое поле для манипуляций. Также стоит помнить, что деньги оставляют следы, а они у кого? У рекламодателей.

«Аудитория принадлежит правообладателю. Пират, который не вкладывал в это денег, не работал и не думал о продукте, украл себе эту аудиторию». 

Наличие платежных систем, по которым невозможно идентифицировать получателя средств, составляет угрозу для защиты интеллектуальной собственности. 

Кому выгодно финансирование интернет-пиратства? Пирату – да, он получает деньги. Рекламодателю – да, он получает аудиторию, на которую рассчитывал и, возможно, она обошлась ему дешевле. Правообладателю – нет, он не получил ничего.

 

 

 

В украинском законодательстве существует презумпция прав правообладателя защиты интеллектуальной собственности. Если следователь установит, что сам правообладатель прав не предоставлял, это использование является неправомерным. Финансирование пиратства является самостоятельным видом преступления. Иногда расследования пиратства будут затягиваться, а вот финансирование его будет наиболее привлекательным для следователей.

Платежи у нас все официальные, они открыты, никто не носит наличку в чемоданах. Нужно понимать, что в Украине существует целая практика, когда следователи идут по денежному следу. Им будет тяжело найти того анонимуса, которому заплатили биткоинами или какими-то другими криптовалютами. Но деньги ушли со счета рекламодателя или агентства, а потом они спрашивают: "А почему вы пирата не ищете?". Следователь скажет: "А где он? Скажите где – поймаем, а пока что мы словили вас". Возможно, преступление рассматриваться не будет – не определена форма вины, знали или не знали, но вред репутации нанесут, крови попьют, сотрудников отвлекут от работы. Как показывает работа украинских следователей, так часто и бывает.

http://ru.telekritika.ua/business/pochemu-za-reklamu-na-piratskih-saitah-mozhno-popast-v-tyurmu-673287